Ярослав Кузьминов: проект ФГОС надо дорабатывать из-за множества недочетов

Проекты ФГОС устарели с точки зрения современной экономической науки, а предлагаемый стандарт изучения истории написан небрежно, указал ректор ВШЭ в письме министру образования и науки Ольге Васильевой от 19 марта.

Тула, 21 Марта. /Cod71.ru/ Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов подверг критике проекты федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для начальной (с первого по четвертый класс) и основной (с пятого по девятый класс) школы.  19 марта в Минобрнауки должно было пройти заседание, посвященное принятию этого проекта.

Как считает Кузьминов, проект ФГОС нуждается в доработке. В нем нет специальных требований к изучению предметов на углубленном уровне.

«В требованиях к учебным планам возможность углубленных курсов не раскрыта. Значит ли это, что стандарт не дает возможности углубленного или ускоренного освоения образовательных программ?» — спрашивает он в письме.

Кузьминов отмечает, что Минобрнауки хочет отказаться от проверки метапредметных знаний школьников после девятого класса во время государственной итоговой аттестации (ГИА). К ним, в частности, относятся критическое, творческое и аналитическое мышление и т.д. В проекте нового стандарта, в главе, касающейся оценки результатов, министерство заменило словосочетание «планируемые результаты», которые включают в себя и предметные, и метапредметные результаты, на «предметные результаты».

«Следует ли из этого, что метапредметные образовательные результаты исключены из перечня подлежащих оценке?» — уточняет ректор.

Некоторые понятия, которыми описываются индивидуальные результаты учащихся по итогам обучения в основной школе, не отражены в серьезных научных трудах и теоретически, и экспериментально не обоснованы, отмечает Кузьминов.

Ректор ВШЭ обращает внимание на «небрежность» проекта ФГОС по истории. «Некоторые личности указаны с инициалами, а некоторые нет», — отмечает Кузьминов. ФГОС по некоторым другим предметам устарели с точки зрения современной науки.  Он хочет провести более тщательную экспертизу ФГОС, сообщил ректор РБК.

В пресс-службе Минобрнауки сообщили, что замечания Кузьминова уже изучены и ответ на них будет дан в ближайшее время.

Говоря о метапредметных результатах, Мау отмечает, что они есть в проекте ФГОС и прописаны гораздо понятнее, чем в действующей редакции. Но инструменты оценки таких результатов не разработаны.

«Новые стандарты — хороший повод заострить этот вопрос и приступить к разработке инструментария по оценке метапредметных результатов, тем более что многие из них лежат в одной плоскости с модными сейчас soft skills (комплексом навыков для успешного участия в рабочем процессе, высокой производительности, не связанных с предметными знаниями. — РБК)», — указал он.

Мау считает, что нужно сохранить понятия «производительного и непроизводительного труда». Они исследовались на протяжении всей истории экономической мысли, включая работы Аристотеля и Адама Смита. При этом Мау утверждает, что во ФГОС не хватает других важных понятий, в частности понятия ВВП, инвестиции, спроса и предложения, занятости и безработицы, акций и облигаций и др. «Все это нетрудно откорректировать», — считает он.

В понедельник, 19 марта, около 500 учителей литературы, методистов и преподавателей вузов выступили с критикой предложенных Минобрнауки новых образовательных стандартов. Гильдия словесников (основанная несколько лет назад ассоциация филологов) потребовала отказаться от предложенного жесткого распределения художественных произведений по годам обучения и невариативного списка литературы.

«Ведомство своими действиями перечеркивает логику развития всей системы школьного образования за последние десятилетия, попирая основы закона об образовании и те академические свободы, которые определены школам», — говорится в заявлении гильдии.

Директор Федерального института развития образования Александр Асмолов назвал новые ФГОС «стандартами юрского периода».

«Если их примут, ученики будут завалены опытом прошлого и набором готовых рецептов», — заявил он РБК.

В министерстве заявили, что рассматриваемый проект ФГОС позволит «обеспечить не номинальное, а реальное единое образовательное пространство». «Излишняя вариативность» программ, которую защищают учителя литературы, увеличивает нагрузку на ребенка, например, при переходе из одной школы в другую, отметили в министерстве.

Тем не менее Минобрнауки перенесло заседание, на котором должно было состояться утверждение изменений школьной программы, на 21 марта.

Источник: rbc.ru

Популярное
Городские события
Спорт
Происшествия