«Улучшит эффективность обучения»: победитель конкурса «Учитель года» об идее ввести в школах единую линейку учебников

«Улучшит эффективность обучения»: победитель конкурса «Учитель года» об идее ввести в школах единую линейку учебников

Во время ежегодной прямой линии в июне 2017 года президент России Владимир Путин поручил Министерству образования проработать идею введения единых линеек учебников по всем предметам. Согласно исследованию, проведённому в сентябре ВЦИОМ, эту инициативу поддерживают 70% россиян. На вопросы RT о потенциальных изменениях в линейке школьных учебников ответил Андрей Сиденко — учитель информатики школы №29 в деревне Беляниново Московской области, победитель конкурса «Учитель года России» 2013 года. В 2015 году Сиденко вошёл в топ-10 самых влиятельных педагогов мира по версии учительского сообщества США Connect Learning Today.

— Создаёт ли имеющееся сегодня множество учебников по различным предметам какие-либо трудности? Считаете ли вы избыточным такое количество пособий?

— Необходимо, чтобы число учебников было оптимальным. Что это значит? На мой взгляд, оптимальное число учебников даёт учителю возможность выбора, возможность варьировать программу, используя разные пособия. При этом, если есть какие-то избыточные серии, линейки или направления, которые можно исключить, лучше это сделать. Это связано, в первую очередь, с экспертизой учебников, которую необходимо обязательно проводить, и от пособий плохого качества, конечно, нужно отказываться.

— Сейчас прорабатывается вопрос о создании единых линеек учебников по каждому предмету. Как относятся к этому проекту учителя?

— Насколько я понимаю, речь идёт не об одном учебнике по каждому предмету, а о нескольких. И я придерживаюсь той позиции, что необходимо создать два-три учебника или направления, в которых также будут свои ответвления. Например, профильный учебник в любом случае будет отличаться от базового.

— Получается, что в рамках единой одобренной линейки должно быть несколько уровней?

— Да, в любом случае должно быть несколько уровней, потому что есть разные уровни подготовки учеников, которым нужна разная глубина погружения в конкретный предмет. К примеру, есть профильные учебники по физике или математике, где содержатся задачи такого порядка, которые сложно будет решить ученику, изучающему этот предмет на базовом уровне. Кому-то нужно более глубокое, более детальное погружение в какую-то тему. Вполне естественно, что для этого нужен соответствующий учебник.

Практикующие учителя используют разные методические пособия, которые ученики не покупают, просто педагоги используют их для себя, для своих целей. Я, как учитель, черпаю информацию не только из учебников, которые предлагает нам федеральный перечень, но и из других изданий, в том числе из вузовской программы. Они находятся за пределами школьной программы, соответственно, и за пределами федерального перечня.

— На ваш взгляд, система единых линеек учебников поможет улучшить эффективность обучения?

— Я считаю, что поможет. Если учебников будет в целом немного и эти линейки все будут знать, то будет достаточно легко провести их экспертизу. Также эта система окажется очень удобной для тех детей, которые переезжают из одной школы в другую по каким-то семейным обстоятельствам. Они, занимаясь в одной школе, могут продолжить заниматься по тому же учебнику в другой, начиная с того же места, не будет теряться эта нить, которая связывает ребенка с образовательным процессом. Сейчас зачастую это происходит не так легко, потому что ученик может начинать заниматься по одному учебнику, потом продолжить уже по совершенно другому, и в итоге могут возникнуть проблемы.

— А что изменится для учителя? Например, вы говорите, что используете и другую литературу. Будет ли проще преподавать материал с помощью таких линеек учебников?

— Конечно, но я могу говорить только за себя. Учитель — это профессия творческая, профессия по призванию. Мне будет в любом случае удобно. Я хочу акцентировать внимание на том, что учителям важна вариативность. Когда учитель выбирает учебник, он должен иметь этот выбор, он должен понимать, какие ещё варианты существуют. Это очень важный момент. Дело даже не в силе привычке, а в том, что выбор позволяет создать оптимальную программу для тех детей, с которыми они работают. Это зависит от школы, от уровня подготовки детей, от множества разных факторов, которые необходимо учитывать. И в зависимости от этих факторов учитель выбирает программу подготовки. Когда есть возможность выбора учебников разного уровня для разных учеников — это более правильный подход.

— Одна из целей введения базовых линеек учебников — предоставить детям возможность получить равное образование. Удастся ли этого добиться?

— Думаю, что да, и тут важно отметить, что речь идёт не о том, чтобы уравнять учащихся на одинаково плохом уровне. Мы все стремимся к тому, чтобы дать одинаково высокий уровень. У нас очень большая страна, в которой огромное количество школ. Есть школы со своей уникальной культурой, со своими традициями, с разным уровнем образования, есть профильные школы. Я ещё раз повторю, что внутри одной линейки необходимы разные учебники. Если вы в профильную школу придёте с базовым учебником и скажете, что есть сейчас вот только такой учебник и больше никакого, то понятно, что это вызовет определённый негатив, — должен быть выбор. Если ученики и учителя готовы заниматься по профильному учебнику, у них должен быть профильный учебник. Если не готовы, то должен быть базовый.

— Давайте попробуем резюмировать вашу позицию. Вы считаете, что необходима линейка учебников, утверждённая на государственном уровне, при этом внутри этой линейки должны быть пособия разного уровня, чтобы учитель мог варьировать тот уровень, который он даёт конкретным школьникам в конкретной школе. Всё верно?

— Да, абсолютно верно. Сейчас, в принципе, все учителя примерно знают уровни имеющихся учебников и то, с какими детьми по ним можно работать. Если я беру учебник для работы, я должен понимать, какого качества в нём материал, какого уровня задания, и, соответственно, я уже принимаю решение. Не должно быть одного-единственного учебника — хотя бы два-три в одной линейке, чтобы обеспечивалась эта вариативность для учителя при планировании занятий, составлении учебного плана, также нужны пособия разного уровня. Благодаря этому удастся избежать того, что от хорошего учебника откажутся.

— Что ещё нужно проработать, кроме учебников? Может быть, больше использовать современные технологии?

— Сейчас есть хороший проект «Российская электронная школа», который позволяет транслировать уроки со всей страны, чтобы любой учащийся мог подключиться и посмотреть материалы по той теме, где у него есть какие-то пробелы, или по той теме, которая ему особенно интересна. Мне кажется, подобного рода материалы востребованы, потому что это материалы, которые попадают после экспертизы, качественной подготовки. Это не «Википедия», где есть недостоверная информация, а проверенные материалы. Это одно из тех средств, которые необходимо обязательно внедрять.

Источник

Сетевое издание «Cod71.ru» Учредитель: Майоров Роман Евгеньевич. Главный редактор: Сыроежкина Анна Николаевна. Адрес: 430004, Республика Мордовия, город Саранск, ул. Кирова, д.63 Тел.: +7 929 747 33 89. Эл. почта: newscod@yandex.ru Знак информационной продукции: 18+